История учреждения
Кто не знает своего прошлого, тот не имеет права на будущее. ИСААК ДОЙЧЕР, английский политолог
Школа занимает в жизни человека особое место. Школа - это своеобразный мир, островок со своими правилами, порядками, законами, со своей особой незабываемой жизнью.
Школьные годы чудесные! - поется в одной известной песне - разве они пролетят без следа? Нет! Не забудет никто никогда школьные годы! Школа - это наш второй дом. Здесь мы проводим большую часть нашей жизни. Мы не только получаем знания, но и общаемся, готовимся к взрослой жизни, приобретаем друзей. Как известно, школьная дружба - на всю жизнь! Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями трудно найти свое место в жизни, стать культурным человеком, достойным гражданином своей страны. Чтобы жить по настоящему светлой и счастливой жизнью, быть полезным людям, надо многое знать и уметь, научиться работать головой и руками, и во всем этом нам помогает школа. У каждой школы - своя история, свои благодарные ученики. Это очень интересно и увлекательно - знать историю своей школы - как, с чего все начиналось, как создавалась школа, кто в ней учился и работал с самого начала? И какая она, школа?
После открытия в 1950 году памятника дважды Герою Советского Союза Г.М.Паршину началось строительство здания поселковой Вокзальной средней школы (ныне здание Залегощенской детской школы искусств), которое было сдано в 1952 году, - начала рассказ Антонина Ивановна. - Здание было не приспособлено для школы: не было ни спортивного зала, ни столовой, кабинеты были небольшие.
В 1963 году от сахарного завода было построено новое здание, в котором в настоящее время находится поселковая школа № 1. Открытие школы было под угрозой срыва, не все работы выполнялись в срок. И чтобы 1 сентября первые ученики переступили порог новой школы, к ремонтным работам были привлечены учителя и ученики, и занятия в школе начались вовремя. С того момента по решению райисполкома Вокзальная средняя школа была переименована в Залегощенскую среднюю. В старом здании осталась начальная школа, заведующей которой была Т.И. Шляпина. Удалённость школ друг от друга доставляла некоторые неудобства. Средняя школа была переполнена, в ней обучалось более тысячи учеников (по проекту она была рассчитана на 520), учебно-воспитательный процесс осуществлялся в две смены.
В июне 1965 года, по решению райисполкома была открыта Залегощенская 8-летняя школа, Это год основания нашей школы .В ней обучались дети, проживающие в северном микрорайоне, деревнях Ореховке, Репьевке, Орловке и Гвоздяном. Первое время в школе не было никакого оборудования, материально-техническая база была никакая: мел, доска, указка и учительское слово – вот основные инструменты учителя. Первым директором 8-летки была М.И. Меркулова, учитель математики, завучем – Н.У. Степанова, учитель русского языка и литературы. В школе занималось 520 человек.
…От рождения до юбилея
1977 год - особая страница в истории школы. Строительство музыкальной школы так и не было завершено, на её фундаменте было построено новое двухэтажное здание, в которое переехала Залегощенская 8-летняя школа. Здесь были большой спортзал, столовая, библиотека, школьная мастерская. 1 сентября школа приняла первых учеников. Директором тогда был А.И. Михайлов, завучем – Л.В.Пархоменко.
Не одно поколение выпускников с трепетом хранит добрую память об учителях, работавших в непростое, но интересное время в Залегощенской 8-летней школе. Это талантливые педагоги, преданные своему делу: К.Н. Федина, Е.К. Агашкова, Т.Н. Белова, М.Г. Маринина, Н.Ф.Павлова, М.Д. Сенюшкина, М.С. Корнеичева, К.М. Позднякова, А.И. Родина, В.Н. Филичева, И.Н. Свешникова, В.В. Зубова, М.В. Тулупова, Л.Н. Лемешова, Т.В. Шемберева – учителя начальных классов, Н.В. Акимова, А.Д. Горохова, Л.Я. Слободчикова, А.И. Быковская, З.И. Черемисинова, А.С. Кашеварова, А.Н. Куликова, В.Д. Наумова, В.М. Гришина, А.З. Корнеичева, А.П. Терехова, М.Л. Федоров, В.И. Родин, И.А. Лыков, Т.А. Игнатова, С.Д. Акулова, М.В. Савелова, Л.И. Болотин, Н.В. Тулупов, А.М. Свешников, Р.А. Сосновская, Л.С. Денисова, Е.И. Стёпочкин, В.И. Григорьев, В.А. Ладан, З.С. Алексеева, Л.А. Зубова, Л.В. Панфилова, В.Н. Шемберёв – учителя-предметники.
Конечно, учительский состав уже почти весь сменился, но, как и тогда, здесь работают самые замечательные учителя, квалифицированные и опытные специалисты своего дела, которые не просто проводят свои уроки, а каждый старается привить любовь к своему предмету. Благодаря нашим педагогам дети постигают самую важную науку: быть честными, добрыми, умело общаться, по-настоящему дружить.
…Военно-патриотическое воспитание
Со дня основания школы основным направлением работы коллектива стало военно – патриотическое воспитание.
- В 1968-69 годах в школе уделялось большое внимание краеведческой работе, - рассказывает Антонина Ивановна. - В это время наша школа заняла первое место на слёте туристов среди районных школ, после чего нужно было отстаивать честь школы на областном турслёте, где мы впервые заявили о себе. Программа соревнований была сложная. У всех команд была красивая форма, специальное оборудование. На фоне лучших краеведческих отрядов области мы выглядели бледновато: простенькие спортивные костюмы, бумажные эмблемы, две старые худые палатки. Все три дня соревнований лил ливень, палатки наши, естественно, промокли. Оргкомитет, видя всё наше горе, распределили детей по палаткам других районов. После прохождения полосы препятствий залегощенские туристы выглядели как солдаты на Курской дуге: мокрые, грязные, уставшие, без слёз это нельзя вспоминать. Когда все команды построились на заключительную линейку, переодевшись в чистую парадную форму, наши ребята чувствовали себя не совсем комфортно. Но не зря говорят, что встречают по одежке, а провожают по … По всем показателям наша команда, никому ранее неизвестная, заняла призовое третье место. Нам подарили палатку, 10 рюкзаков и 10 компасов, чем мы пополнили материальную базу школы. Судьи высоко оценили содержание краеведческого материала.
"Учителями школы всегда уделялось огромное значение военно-патриотическому воспитанию молодёжи, и в 1984 году, - вспоминает Антонина Ивановна, - участников клуба «Дорогой отцов» пригласили в Советский комитет ветеранов войны в Москву, где мы были единственными представителями от Орловской области, как лучший клуб. На этот раз наши ребята блистали на фоне остальных: нам предоставили форму с поста № 1 г. Орла, и выглядели мы очень представительно. Во время экскурсии по музею Вооруженных сил иностранная делегация поинтересовалась у экскурсовода, откуда эти дети. Им ответили, что это юнармейцы из города Орла, после чего долго слышалось: «Орель, Орель…» Из Москвы мы привезли вымпел и грамоту за активное участие в работе по героико-патриотическому воспитанию молодёжи.
В 1987 году А.И. Быковской, учителем географии, руководителем клуба «Дорогой отцов», в школе был основан музей боевой славы. Благодаря этому талантливому педагогу в сердцах и душах ребят посеяны добрые семена памяти и уважения к бессмертному подвигу народа, любви к Родине, своим предкам.
… Школа - сложная и динамичная социальная структура
В 1991 году Залегощенская 8-летняя школа была реорганизована в Залегощенскую среднюю школу № 2.
Да, многое изменилось в родной школе: во-первых, она стала средней, во-вторых, появилось отдельное здание начальной школы. Под руководством директора С.Д. Акуловой в 1996 году школа вошла в состав областной экспериментальной площадки «Школа – лаборатория гуманитарного образования». В 2001 году директором школы был назначен молодой, энергичный учитель А.В. Волобуев. В 2006 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Шли годы, менялись режимы… Рушились идеалы и ценности... Но в школе оставались традиции. Вот уже 9 лет школой руководит инициативный, творческий человек, профессионал своего дела – О.П.
Гусакова, благодаря которой учреждение приобрело новый современный вид и отвечает современным стандартам.
Театр начинается с вешалки, а школа – со школьного двора. Хозяйская рука в благоустройстве территории школы чувствуется во всём: как в сказке вас встречает камень с выгравированной надписью, радуют глаз цветочные клумбы затейливой формы, кругом чистота и порядок. Школьные коридоры утопают в зелени цветов, учебные кабинеты оснащены современными техническими средствами, новой мебелью.
Наше учреждение располагается в двух учебных двухэтажных зданиях. В одном обучаются ученики 1-4 классов, во втором - 5-11 классов.
В школе 23 учебных кабинета, в том числе: стационарный кабинет информатики, ОБЖ, физики, химии, биологии, столярная мастерская, музей. В двух кабинетах (физики и русского языка) установлены интерактивные доски. На пришкольном участке оборудованы небольшой гимнастический комплекс и футбольная площадка, заасфальтирована беговая дорожка. На территории школы имеется учебно-опытный участок, с которого продукция, выращенная детьми, поступает в школьную столовую. В муниципальном конкурсе учебно-опытных участков в прошлом учебном году наше учреждение заняло 1 место.
Качество образовательного процесса - один из показателей работы педагогического коллектива школы. Качество образования учащихся школы позволяет нашему образовательному учреждению стабильно лидировать среди школ района и области по определённым направлениям деятельности. Ежегодно около 65% учащихся школы принимают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
В самом начале в Залегощи была всего одна школа - вокзальная школа, куда приходили учиться девчонки и мальчишки со всего поселка. В 1965 год в в нижней части поселка Залегощь открылась восьмилетняя школа. Коллектив школы был всего 8 человек, но это были люди беззаветно преданные своему делу, любящие детей и свою школу. В 1970 году коллектив школы увеличился до 18 учителей. Дети очень любили свою школу. Из воспоминаний учителей и детей: "Мы приходили в школу очень рано, за долго до уроков. Нам нравилась тишина коридоров, уютные классы. Было тихо и спокойно. И в то же время мы ждали прихода своих одноклассников и учителей."; "Мы жили в своем мире: дети и учителя. Конечно, по способностям ребята отличались. кому то не давался русский, кому то математика, но все были очень трудолюбивые дети." В 1974 году возникла необходимость строительства новой школы. В 1976 году строительство школы завершилось. За 2 месяца учителя со своими детьми переехали в новое здание. Началась работа по благоустройству территории. В 1991 году школа стала Залегощенской средней общеобразовательной школой №2. В 1995 году получила статус МОУ "Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2"
…Учителя – источник славных дел
Школа №2 занимает достойное место в системе образования района. Это одно из самых оснащенных современным оборудованием учебных заведений. В этом году школа стала победителем муниципального конкурса «Школа года-2015» и вошла во второй тур одноименного регионального конкурса. На базе школы проводится большинство районных и межрайонных семинаров. Педагоги активно делятся опытом работы, показывают, как приспособить материал урока к индивидуальным особенностям ребенка, сделать процесс обучения интереснее и насыщеннее, как активизировать мыслительную деятельность учащихся и поддержать их творческую инициативу, привить интерес к предмету.
Коллектив школы живёт большой единой, дружной семьёй.
Из 29 преподавателей, работающих в школьном коллективе, 10 учителей с высшей категорией, с первой – 15, одному присвоено звание «Почетный работник общего образования», 6 педагогов награждены грамотами Министерства образования Российской Федерации.
Нужно отметить профессиональное мастерство педагогических работников школы: 6 учителей – руководители муниципальных методических объединений, 11 педагогов – участники муниципального профессионального конкурса «Учитель года», из них 5 человек – победители, 4 – лауреата, 3 – победители в номинациях регионального конкурса.
В.Г. Овсянников, Е.М. Гречихина, Т.Г. Максимчук являются членами региональных профессиональных площадок. Е.М. Гречихина, учитель русского языка и литературы, В.Г. Овсянников, учитель истории и обществознания, - победители в конкурсе «Лучший учитель РФ».
Ближайшими помощниками директора являются завучи школы Пителина Л. и Комарова Т. В. Любовь Алексеевна отдала этой школе 20 лет работы. Работа завучем самая ответственная, самая напряженная и трудоемкая, и в то же время самая нужная, самая важная должность в школе. Это вдумчивый, требовательный, инициативный руководитель.
О.Н. Платошина, учитель начальных классов, - участница первого регионального фестиваля народного художественного творчества учителей технологии и руководителей кружков прикладного искусства образовательных учреждений Орловской области. Ее мастер-класс по теме «Куклы для кукольного театра» напечатан в журнале «Школа и производство». Она активная участница Интернет-конкурсов методических разработок уроков.
Т.Г. Максимчук, учитель музыки, - участница открытия 25-го областного конкурса «Учитель года-2014», Всероссийского молодежного форума «Селигер-2014» по проблеме «Духовно-нравственные основы межрегионального общения учителей», победитель муниципального профессионального конкурса «Учитель года – 2015».
Ю.С. Елисеева, учитель химии и биологии, - участница интернет-проекта «Копилка уроков», Всероссийской дистанционной предметной олимпиады «Видеоуроки» по биологии и химии, областного конкурса водных проектов старшеклассников (проект «Экология воды в реке Неручь»).
Учителя высшей категории Коробова Н.Н., Зубарева Н.П., Овсянникова И.Р., Свиридова Т.В., имея глубокие и разносторонние знания по своим предметам, находятся в постоянном творческом поиске. Для них характерны трудолюбие, любознательность, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное — влюбленность в свою профессию, чувство повышенной ответственности к своим обязанностям.
В 2006 году наше учреждение стало победителем конкурса общеобразовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Наше образовательное учреждение с декабря 2014 года является участником федерального сетевого проекта «Школьная лига РОСНАНО» в статусе «Школа - партнер», что позволит нам участвовать в различных сетевых конкурсах и фестивалях, тем самым повысить эффективность и качество работы нашего образовательного учреждения.
… Благодатные семена
Качество образования учащихся школы позволяет образовательному учреждению стабильно лидировать среди школ района и области по определённым направлениям деятельности. Ежегодно около 65% учащихся школы принимают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях. За последние два года обучающиеся школы стали победителями районных конкурсов: «Ученик года-2014»- И.Шевченко, а «Ученик - 2015» Савочкин Р., занял 2 место и в областном конкурсе.
Мы гордимся победами и достижениями обучающихся нашей школы: А. Федосов - неоднократный победитель областных турниров и призер Всероссийского турнира по вольной борьбе, кандидат в мастера спорта, Н.Железнова и Р.Воронов- победители областных чемпионатов по тайскому боксу, Д.Ефремов неоднократный победитель районных, областных первенств по шахматам. Волейбольная команда школы - трехкратные чемпионы районных первенств на кубок главы района.
Основная заслуга в этом - это заслуга творческого, сплоченного, высоко профессионального коллектива, умных добросовестных учеников и их родителей. Педагогический коллектив продолжает работу по внедрению методики развивающего обучения в учебный процесс, так как данная технология способствует созданию на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, что влияет на повышение их качества знаний. В школе оборудованы компьютерный класс, медиатека, осуществляется для учащихся свободный доступ в Интернет.
За долгие годы работы в школе сложился коллектив учителей – единомышленников. Педагоги и ученический коллектив обладают высоким творческим потенциалом, результативность которого наиболее отражена в участии и победах в учебно-воспитательных мероприятиях различного уровня.
Имена наших учителей, давно работающих в школе, можно перечислять долго и наши выпускники хорошо знают их и благодарны им за знания, за понимание, за доброе отношение.
Школа всегда славилась хорошим качеством обучения, хорошими учителями, дающими прочные знания по всем предметам. Ребят привлекал климат доброжелательного отношения в коллективе, сложившийся в школе. К счастью, эта атмосфера доброжелательности, взаимного уважения всех учеников, учителей и родителей друг к другу, дух совместного научного поиска и творчества, сохранились в школе до настоящего времени, и это мы считаем главнейшей нашей традицией и самым важным достижением.
«Школы бывают разные: большие и маленькие, хорошие и не очень. Наша школа не просто хорошая - она замечательная и единственная, потому что наша школа – это наш дом, где нас ждут, где в нас видят лучшее, где на нас надеются, где нас защищают, где нам помогут в трудную минуту…» Из сочинения выпускницы школы 2008 года Пичуриной Татьяны